Свесы крыш, подшивка карниза крыши софитом

Как защитить торцевую и ветровую доски от влаги

Прежде всего важно правильно выполнить краевой узел кровли. В случае гибкой черепицы обязательно использовать подкладочный ковёр и стартовую полосу, для металлочерепицы разработаны специальные герметизирующие и водоотводящие профили — карнизные планки, капельники.
Оптимальная толщина лобовой и ветровой досок — 20-25 мм, лучший материал — лиственница. Иногда элементы полностью закрывают листовым металлом, однако это требует профессионализма и использования специфических приёмов (например, с членением по вертикали и фальцевыми соединениями), иначе есть риск, что на стальных накладках появятся неаккуратные волны.

Каким материалом подшить карнизы

Часто используют деревянную вагонку и просто строганую доску, столь же популярны пластиковые и металлические панели для горизонтального монтажа — софиты. Доски обычно пускают параллельно карнизу и крепят только к стропилам. А панели очень гибкие, поэтому при обшивке их режут на отрезки, которые располагают перпендикулярно линии карниза и привинчивают к обрешётке из реек. Для монтажа софитов разработана целая система доборных профилей, которые позволяют собирать карнизы сложной формы, стыкуя панели под разными углами.

На подшивку карнизов не попадают вода и прямые лучи солнца, поэтому лакокрасочные покрытия служат здесь долго. Окрашенные доски сохранят цвет не менее 15 лет.

ShutterStock

Софиты крепят к обрешётке, основа которой — стропила или стропильные затяжки.

Читайте также:  При какой температуре лить бетон

Свесы крыш, подшивка карниза крыши софитом
ShutterStock

Длину свеса нужно контролировать при монтаже каждой второй панели.

Свесы крыш, подшивка карниза крыши софитом
ShutterStock

Для крепления используют саморезы длиной от 18 мм с прессшайбой.

Свесы крыш, подшивка карниза крыши софитом
ShutterStock

После подшивки карнизов монтируют водостоки.

Свесы крыш, подшивка карниза крыши софитом
Fineber

Лучший материал для деталей подшивки карниза — оцинкованная сталь с полимерным покрытием. Она не расширяется при нагреве, не меняет со временем цвет и очень стойка к коррозии.

Что такое софиты

В архитектуре софитом называли поверхность свода, арки, выносного карниза с декоративной обработкой. Происхождение этого термина ведет свою историю еще от средневековых «подшивных» деревянных потолков. Со временем их начали изготавливать не только из дерева или металла, но и из других материалов, например из ПВХ. В отношении подшивки свесов крыши под софитом понимают материал отделки, с перфорацией или без нее, но изначально не подразумевающий наличие каких-либо элементов освещения.

Чем софиты отличаются от сайдинга

Казалось бы, зачем заморачиваться? С виду софит очень напоминает другой вид отделочного материала – сайдинг. Так почему бы не подшить крышу последним, исключив лишние траты на стоимость материала и его установку?

На самом деле, между сайдингом и софитом существуют не заметные глазу кардинальные различия, которые имеют важное значение. А поскольку сайдинг и софит были созданы с разной целью, то и качественные характеристики у них отличаются. Первый априори был предназначен для отделки фасада и наружных поверхностей дома – поэтому он обладает высокой прочностью и устойчивостью к погодным условиям. Но обеспечить должную степень вентиляции крыше он не сможет. Как раз с этой целью сегодня используется софит – перфорированный материал, обладающий необходимой степенью прочности и вентиляции и изготавливаемый специально для оформления свесов крыши, предусмотренных как раз для этой части дома.

Цветовые решения панелей для подшивки кровли

Преимущество софитов перед деревянной подшивкой состоит в том, что они могут быть разного цвета и их не нужно окрашивать дополнительно. Самые распространенные варианты, которые дачники предпочитают видеть на свесах кровли, – белый и коричневый софиты. Материалы этих оттенков как раз изготавливает и устанавливает ведущий международный производитель надежных и эффективных строительных материалов и систем – компания ТЕХНОНИКОЛЬ.

Как организовать карнизную вентиляцию

И при холодном чердаке, и при мансардном этаже крыше нужна вентиляция. Как правило, приток воздуха организуют через карнизы, а выход — через вентиляционный конёк или точечные аэраторы. Этот воздушный поток обеспечивает испарение влаги с внутренней поверхности обрешётки либо (в конструкции мансардной крыши) с гидроизоляционного ковра на утеплителе.

Есть два основных варианта устройства приточной карнизной вентиляции. Первый заключается в установке металлической перфорированной ленты или планки (то и другое выпускается производителями металлочерепицы) на ветровую доску. Способ требует от строителей большого опыта и точного расчёта, так как при провисании кронштейнов водосточных желобов или образовании наледи на водостоках вентиляционные отверстия могут быть перекрыты.

Читайте также:  Теплица своими руками

Второй вариант — приток через перфорированные пластиковые или металлические софиты. Ранее нередко просто оставляли щели между досками, но при этом под кровлей неизбежно селились осы и другие летающие насекомые.

Суммарная площадь вентиляционных кровельных отверстий (карнизных и коньковых) должна быть не менее 1/150 площади горизонтальной проекции кровли.

Ruukki

Вдоль карнизов обычно располагают снегозадержатели. Важно, чтобы они не стали причиной образования сугробов, под массой которых свес может прогнуться.

Свесы крыш, подшивка карниза крыши софитом
Владимир Григорьев/Burda Media

Оптимальной признана конструкция снегозадержателя из двух труб овального сечения — они разрезают снежный пласт.

Основное предназначение подшивки

Свес — это нижняя часть крыши, которая выступает за уровень стенных перегородок строения. Она служит для защиты фундамента и стен от дождей и других осадков. Ширина подшивки крыши может варьироваться от 400 миллиметров до одного метра. В основных правилах строительства эта часть не считается обязательной.

Тем не менее, если игнорировать этот элемент робот, то могут возникнуть определённые проблемы:

  1. К примеру, сильный боковой ветер может просто сорвать кровлю. Кроме того, подшивка крыши даёт возможность замаскировать все выступающие части покрытия, включающие изоляцию, утепление и части стропил.
  2. В итоге рассматриваемая манипуляция представляет собой заключительную стадию отделки жилища.

Варианты подшивки карниза

Свесы могут выполняться горизонтально или фронтально. Первый вариант — это отделка нижней части кровли, а вторая версия — наклонные элементы, образованные боковинами ската.

Карнизный свес входит в нижнюю часть крыши, не препятствуя прохождению воздушных масс в чердачное пространство. У мансардных аналогов воздух поступает через «кровельную прослойку», после чего подаётся наверх до самого конька. Для примера: если свес полностью заблокировать досками, вентиляция будет устранена. Это приведёт к деформации стропил. А без указанных элементов на чердак будет доступен беспрепятственный вход грызунам и насекомым.

Материалы для подшивки свесов

  1. Доска строганная и обрезная. Это эконом вариант подшивки. Подходит доска толщиной до 22 мм из хвойных пород деревьев. Для обеспечения оптимальной влажности доски до начала работ её хранят на открытом воздухе, а затем перед подшивкой обрабатывают антисептиком. Доски небольшого размера крепят по краям перпендикулярно плоскости наружной стены, а длинные – параллельно стеновой поверхности в специальном коробе с шагом в 1 м. Для обеспечения вентиляции, доски укладывают с промежутком в 1–2 см.
  2. Профнастил. Он имеет ряд преимуществ. За счет волнообразной конфигурации хорошо обеспечивает вентиляцию пространства под кровлей. Листы, изготовленные из оцинкованной стали, имеют высокую жесткость и прочность. Фабричное покрытие из полимеров обеспечивает стойкость к коррозии, а большая цветовая гамма способствует тому, что подшивка карниза крыши может быть идеально подобрана под цвет её кровельного покрытия. Единственным недостатком является то, что процесс подшивки достаточно сложный, за счет этого, следует нарезать детали и окрашивать срезы.
  3. Сайдинг ПВХ. Этот материал дает возможность обеспечить эффективную подшивку с минимальными затратами. Для подшивки карнизов в продаже имеются готовые комплекты, в состав которых входят небольшие панели, решетки для вентиляции и уголки. Лучшим вариантом для этих видов работ считается виниловый сайдинг. Он хорошо переносит ветровую нагрузку и обеспечивает вентиляцию пространства под кровлей. Этим материалом карниз крыши обшивается предельно просто – панели из сайдинга ПВХ, имеющие малый вес, крепятся перпендикулярно плоскости стены на деревянный каркас.
  4. Вагонка. Притом что это самый доступный по цене материал, он имеет некоторые недостатки. К ним относятся потеря товарного вида под воздействием солнца и атмосферных осадков и сложность обеспечения вентиляции за счет плотного прилегания элементов вагонки друг к другу. Поэтому останавливаясь на этом материале, лучше выбрать панели класса «Екстра» и дополнительно к ним приобретать пластиковые вентиляционные решетки.
  5. Софиты. Этот современный профильный материал разработан специально для подшивки свесов. Софиты, имеющиеся на сегодняшний день в продаже, изготовлены из пластика, оцинковки, алюминия и меди, причем медные – самые прочные и долговечные, а пластиковые – самые дешевые. Все виды софитов снабжены необходимой перфорацией с вентиляционными отверстиями, имеют высокие прочностные свойства, привлекательный вид и не требуют ухода. К тому же подшивка крыши софитом производится достаточно быстро и просто благодаря чему это можно делать самостоятельно. Для крепления софита, не требуется полноценный каркас. Главное, чтобы элементы располагались перпендикулярно поверхности наружных стен.

Для того чтобы подшить свесы крыши самостоятельно, следует соблюдать некоторые правила и применять определенные инструменты для крепления и монтажа.

Рекомендации и необходимые инструменты

  • Следует ознакомиться с технологией производства работ.
  • Иметь определенные технические навыки.
  • Обязательно выполнять требования техники безопасности.
  • Подготовить необходимый инвентарь и инструменты (стремянка, дрель, пила, молоток, шуруповерт, измерительные и крепежные приспособления).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий